- Видеонаблюдение как элемент контроля сотрудников. Дешево и эффективно.

- Видеонаблюдение как элемент контроля сотрудников. Дешево и эффективно.

В настоящее время уже никого не удивишь яркой табличкой на входе в магазин или офис с надписью «Ведется видеонаблюдение». Как показывает опыт, это достаточно эффективная мера, так как понимание того, что «про тебя снимут кино» отпугивает большинство потенциальных воришек или хулиганов. Ко всему прочему, это еще и экономически оправдано – стоимость приобретения и установки оборудования (что немаловажно - разовая выплата) в несколько раз меньше, чем содержание в штате нескольких охранников. Естественно, никто не утверждает, что от охраны необходимо отказываться совсем, однако, видеокамеры, сведенные в единую точку наблюдения, позволяют существенно сократить количество постов с физической охраной.

Однако видеонаблюдение в офисе имеет и еще несколько немаловажных преимуществ с точки зрения владельца:

·       Поступление информации о том, насколько эффективно протекает рабочий процесс в период его отсутствия. Ни один руководитель не проводит все свое рабочее время в собственном офисе, и на то есть множество причин. Вместе с тем нередко в коллективах существует негласное правило «Шеф уехал – дискотека начинается!». Количество перекуров увеличивается, часть телефонных звонков игнорируется, разговоры за чашкой чая угрожающе затягиваются. Все это влияет на экономический результат фирмы не самым положительным образом.

Однако, если у работников есть понимание, что они постоянно находятся под бдительным оком шефа (тем более картинку с камер можно посмотреть не только в записи, но и через интернет в режиме реального времени), то это является серьезным дисциплинирующим фактором.

·       Предотвращение нарушений трудовой дисциплины. К сожалению, на белом свете очень мало кристально чистых работников. Нередко возникает ситуация, когда кто-то из них пытается в процессе выполнения своих трудовых обязанностей схитрить, получить небольшой доход, иногда даже в ущерб прямому результату всей организации. Такое характерно для небольших магазинчиков, когда продавцы реализуют свой товар, забирая выручку себе. И для организаций, занятых в сфере обслуживания (парикмахерские, прачечные и т. д.). Возникает огромный соблазн сделать прическу клиенту, а полученные деньги положить в собственный карман. И не срабатывают никакие системы мотивации – рано или поздно работник придет к мысли, что так можно попробовать, а потом привыкнет делать это постоянно.

Если поставить камеры, и устроить публичную выволочку подобному слишком хитрому сотрудничку, то можно наглядно продемонстрировать эффективность и неотвратимость наказания. И результат будет очень позитивным: по некоторым оценкам, в подобных ситуациях выручка увеличивается на 15–20%. К тому же это дисциплинирует сотрудников, и заставляет их искать «легальные» способы увеличения дохода, особенно если размер их заработной платы зависит от выручки магазина или количества обслуженных клиентов. В этом случае они более внимательно относятся к каждому посетителю, активнее убеждают его в приобретении покупки, быстрее и качественнее обслуживают и т. д.

·       Борьба с мелкими хищениями со стороны сотрудников. Некоторые организации по роду своей деятельности устроены так, что на склад, где хранится инструмент или расходные материалы для работы, имеет доступ масса работников. В таких условиях мелкие, а подчас и не очень, хищения практически неизбежны. Ведь каждому в домашнем хозяйстве может пригодиться «ничей» перфоратор или баночка краски. Иной раз на это можно закрыть глаза, когда размеры потерь незначительны. Но если электролампочки выносят в количестве, достаточном для освещения стадиона, то это уже проблема.
Помните: наличие видеоконтроля,
 еще и подкрепленный договором о коллективной материальной ответственности, резко снизит цифры потерь.

·       Анализ покупательского интереса. Системы видеоконтроля могут также выполнять и задачи по изучению потребительского спроса. Информация о том, где происходят наибольшие скопления покупателей, какие виды товаров вызывают наименьший интерес и тому подобное, даст пищу для размышлений и выводов. Вы сможете изменить систему выкладки товара, проанализировать и изменить ассортимент, модифицировать интерьер магазина и т. д. 

Как насчет закона?

Установка систем видеонаблюдения не противоречит действующему законодательству России. Это ваша частная собственность, и вы ее защищаете подобным образом. Достаточно таблички «Ведется видеонаблюдение» на дверях и претензии любого из посетителей будут неуместны.

В случае с работниками, ситуация намного сложнее с точки зрения бюрократии. Чтобы полностью соблюсти не только дух, но и букву закона, следует внести пункт о ее наличии и возможности использования вами информации, полученной при ее помощи в трудовой договор, заключаемый с каждым из сотрудников. Нелишним будет повесить таблички в каждом из помещений вашего офиса, где установлена видеокамера. Также ссылку на возможность видеофиксации действий сотрудника необходимо внести в договор о материальной ответственности. Тогда на основании видеозаписи можно будет делать выводы о виновности ответственного лица, и соответственно, наказании (поощрении).

У работника, который по каким-то причинам захочет указать на незаконность установки видеонаблюдения, могут быть два аргумента:

·       «Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, переписки, информации и т. д. (ст.23,24)». Вы, как работодатель, можете смело посмеяться (не над Конституцией, естественно, а над его словами): на рабочем месте нет частной жизни, и личная переписка также не входит в трудовые обязанности бунтаря. Скажите ему об этом, заставьте перечитать должностную инструкцию, в ознакомлении с которой он расписывался, и вряд ли станет продолжать.

·       «Установка видеонаблюдения ухудшает мои условия труда». Еще одна первоапрельская шутка: дайте ему почитать Трудовой Кодекс РФ, и посоветуйте обратить особое внимание на ст. 209. Когда он ее выучит назубок, попросите доказать, что причиной снижения его показателей явилось ухудшение условий труда в связи с установкой «следящего ока», а не его собственная лень, безалаберность и низкая квалификация. Не сомневайтесь, даже суперпрофессионал не сумеет этого сделать.

В дальнейшем в любой спорной ситуации, связанной с недостачей ценностей или претензиями со стороны потребителей, вы всегда сможете совершенно спокойно использовать видеозаписи, полученные с камер наблюдения. И спорить об очевидных моментах, зафиксированных бесстрастной электроникой, не сможет никто.